Обучение

Религия в школе.

«По зубам» ли нашим педагогам вести в школе новый предмет?

Текст: Людмила Боева

Шесть лет назад в российских школах ввели предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Отталкивались от благородной задачи – сделать объединяющий, примиряющий предмет, потеснив в расписании русский язык и литературу. Позже в официальных СМИ отрапортовали: «Эксперимент, обкатанный с 2009-го года в отдельных регионах страны, признан удачным». Но так ли это на самом деле? 

«Титульная» религия региона

Чтобы научиться доносить до детских умов Божьи заповеди, учителей отправили на курсы повышения квалификации. Среди столичных преподавателей эту участь разделили три с половиной тысячи человек. Однако, усвоив теорию, с практикой российские учителя потерпели множество неудач.

Во-первых, сам предмет обязывает учителя вести себя в высшей степени показательно. Во-вторых, с толерантностью в российских школах тоже пока не все гладко, и далеко не все учителя готовы грамотно реагировать на традиционные проявления некоторых культур. В третьих, преподаватели оказались в ситуации что называется «когнитивного диссонанса»: по выбору родителей на одном уроке они читают «Основы православной культуры», на другом – «Основы исламской культуры», на третьем – «Основы иудейской культуры» и так далее.

Наверное, чтобы оставаться толерантным ко всему сразу, надо быть, по меньшей мере, просветленным? А чтобы ответить на каверзные вопросы детей вроде «А вам какая религия ближе?» «А вы в храм ходите?», надо пройти не курсы повышения квалификации, а специальный психотренинг. 

И, наконец, опыт показывает, что даже при выборе родителями модуля «Светская этика» преподавание этого предмета в российских школах все равно сводится к цитированию библейских притч, рассказам о Рождестве, Крещении и других православных традициях.

Хотя всем нам известно, что школьные классы в современной России даже наполовину не составлены из представителей традиционного христианства. Вот и получилось, что родители, желая избежать выбора и конфликтных ситуаций, дали этот выбор на откуп учителям, которые вплетают собственные религиозные предпочтения не только в «Светскую этику», но и в «Историю», и в «Литературу». 

Вера – дело сугубо личное

В канун праздника православной Пасхи, мой сын-шестиклассник сообщил, что учитель русского и литературы на уроке «высмеивала атеистов», а преподаватель истории сообщила о том, что «обязательно надо посещать храм и молиться».

«Светской этики» у них нет уже два года, но когда она стояла в расписании – это были сплошные «христианские чтения», хотя обилие национальностей среди учеников класса заставляло думать, что это не совсем этично. Думаю, такова ситуация не только в школе моего ребенка. Просто хотели все сделать толерантно, а получилось как всегда: детей поставили перед необходимостью изучать «титульную» религию своего региона.

Если уж быть честным до конца, хочу напомнить российским учителям да и родителям: в нашей стране религия отделена от государства. И желающие приобщиться к ней либо больше о ней знать, могут ходить в воскресные школы при церквях – точно также, как, например, посещают художественные, музыкальные и другие группы по интересам. Ведь ученики, причастные к другим вероисповеданиям, мягко говоря, не очень уютно себя чувствуют на таких уроках. 

В чужой монастырь со своим уставом

Интересным является тот факт, что некоторые учителя начальных классов, которым вменялось в обязанность вести новый предмет, проходили подготовительные курсы не в стенах гуманитарного вуза, а в Тобольской семинарии, где преподавали данный предмет не светские ученые-религиоведы, а духовные лица.

Разумеется, находясь на этой территории, они были обязаны соблюдать правила: одеваться исключительно в юбки, молиться перед едой и т.д. Это – не единственный пример из Тюменской области, где в ситуацию реально вмешиваются духовные лица. Например, в одной из сельских школ на родительское собрание был приглашен батюшка из местной церкви, после речи которого 100% родителей выбрали для изучения модуль «Основы православия». Вот они – демократия и право выбора! 

Малограмотный... зато религиозный?

Для родителей неприятным открытием был тот факт, что новый предмет ввели в расписание за счет литературы и русского языка. Учитывая, что многонациональные российские школы и так страдают от тотальной безграмотности и нежелания читать что-то, кроме постов в соцсетях, нововведенный час оказался просто бесполезным.

Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что некоторые родители все же оказались рады введению предмета. Хотя ими скорее были те, кто занят на работе и предпочитает перепоручить воспитание и обучение ребенка учителям.

Затея эта кажется тем более бессмысленной, поскольку, как правило, религиозные предпочтения формируются внутри каждой семьи и являются глубоко личным делом.

Кроме того, новый предмет дублируется в школьной программе: историю возникновения ислама рассматривают в рамках истории средних веков в шестом классе, а историю христианства – в рамках истории шестого и седьмого класса. Возникновение буддизма и конфуцианства изучают на уроках истории в пятом классе. Да и никто не отменял в школьном курсе предмет «Мировая художественная культура». 

Так ли это этично?

Если задуматься о настоящем ведении предмета «Светская этика», то скорее речь здесь должна идти о семье, доброте, нравственном развитии, любви, дружбе, отношениях. И вряд ли стоило вводить его в качестве «обязаловки» и навязывания частного мнения, которое «проповедует» учитель.

Да и вряд ли преподавание данного предмета отразится на детях – сделает их нравственнее, добрее и терпимее друг к другу, или же напротив, приведет к разобщению.

Почему? Да потому что миру известны факты: основы религии в школе изучали Гитлер и Муссолини, а Сталин вообще окончил семинарию. Так что взаимосвязь между религиозностью и порядочностью вряд ли можно утверждать.

Разумеется, каждому родителю хотелось бы видеть в своем ребенке глубоко духовную личность. Но вряд ли ее можно воспитать в школе, да еще и в формате предмета, не совсем понятного самому учителю.

ВСЕ КОНСУЛЬТАЦИИ НА САЙТЕ НОСЯТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР, И НЕ МОГУТ СЛУЖИТЬ ЗАМЕНОЙ ОЧНОГО ПОСЕЩЕНИЯ ВРАЧА!