Обучение

Конец четверти: как не «загнать» школьника?

Что стоит за пятерками наших детей?

Текст: Людмила Боева

Будучи людьми взрослыми, мы с вами понимаем, что жизнь – это череда правильных и неверных ходов, а ошибки – хороший повод для учебы. Но когда речь заходит о школьных отметках наших детей, мы забываем объяснить ребенку, что оценивать его будут на протяжении всей жизни. И что нельзя позволять оценке окружающих влиять на собственное настроение и представление о себе. 

Какова цена пятерки?

В нашей стране перфекционизм особенно ценен: где еще услышишь от родителя и директора школы напутствие учиться «только на пять» и «быть впереди всех». Но если одни дети пропускают подобные советы мимо ушей, то другие стараются следовать им буквально – «ведь иначе мама и папа расстроятся...»

Увы, не каждая мотивационная фраза (даже с позитивным смыслом) может быть полезной. Ведь пожелание «учиться на одни пятерки» способно привести ребенка в состояние огромного психоэмоционального напряжения – причем, на долгие годы учебы в школе. И, вместе с тем, привить маленькому человеку отнюдь не полезную привычку постоянно завышать планку и не давать себе права на ошибку. 

Кстати, синдром отличника знаком не только пятерочникам – хорошисты страдают от него не меньше. Ведь страх получить тройку или услышать о себе нелицеприятный отзыв учителя или родителя («Не ожидал от тебя...», «А я-то думал, что ты способен на большее...») постоянно «дышит им в спину». Так что и хорошисты порой совершают ненужные подвиги в гонке за школьными оценками. 

Откуда берется стремление всегда быть на высоте?

Психологи утверждают, что за демонстрацией успешности всегда кроется глубокая неуверенность в себе. Поводом для неуверенности может быть любой, по мнению ребенка, «недостаток»: невысокий финансовый статус семьи (если родители со скромным заработком отправили ребенка учиться в престижную школу), неспособность завести друзей, недовольство собственной внешностью. Кроме того, у ребенка может возникнуть желание что-то доказать маме и папе, привлекая их внимание своими «невероятными способностями» – если, к примеру, он считает, что родители не обращают на него внимания или не достаточно его любят.

Другой распространенный вариант «заболевания» синдромом отличника – реализация родителями собственных амбиций. Не сумев достичь своей заветной цели, они перекладывают ее на ребенка, и делают все, чтобы их мечта имела продолжение в потомстве. «Я всегда мечтала стать дизайнером, – делится с дочерью мама, так и не окончившая художественную школу. – Но ты обязательно должна это сделать, и ты будешь стараться... И я практиковалась после школы по нескольку часов, тоже гулять не успевала, – зато поступила. Поэтому на прогулки и отдых времени нет, надо готовиться...» В этой подготовке мама иной раз даже забывает спросить: а хочет ли ребенок такого будущего? Действительно ли дочь мечтает о дизайнерской карьере и желает отдать все свое время и здоровье в жертву «великому будущему»?..

Впрочем, родители могут и не заявлять открыто о своих желаниях: достаточно сформировать в семье модель поведения, продемонстрировать свое отношение к определенным вещам («Вот, посмотри – как хорошо быть дизайнером и как плохо юристом», «Если будешь плохо учиться – не станешь дипломатом»), – и дитя быстро настраивается на такую же волну перфекционизма.

Обычно такой ребенок сложно переживает даже из-за небольшого недочета: погоня за наивысшими оценками и достижениями способна вызвать слезы даже из-за четверки. А уж тройка и вовсе может привести к депрессии и переживаниям. Отсутствие поддержки в классе и среди учителей усугубляют проблему: ребенок не может себе позволить расслабиться и порадоваться тому, что есть. Ведь ему необходимо всегда быть в напряжении и на «низком старте», чтобы показывать неизменно лучший результат. Неудивительно, что страх совершить даже мелкую ошибку может привести к непредсказуемым последствиям: дойдя до крайней степени напряжения, ребенок может решить совсем бросить учебу или пойти на поиски альтернативных и небезопасных способов расслабления. 

Помочь, не напрягая

Разумеется, ребенок может быть отличником и без всякого синдрома – просто потому, что ему нравится учиться. Однако задача родителя – разобраться: что именно стоит за его пятерками. Внимательно понаблюдайте: как ваш отличник реагирует на редкие четверки и тройки – не превращает ли их в катастрофу, не склонен ли давать негативную оценку работам одноклассников («почти у всего класса сегодня двойки за диктант, кроме меня, конечно», «Саша до сих пор читать не умеет, одни тройки по литературе»). И если тройка вызывает слезы, а не повод поработать над задачей – возможно, настало время показаться психологу. Если же вы уверены, что способны помочь чаду справиться с синдромом отличника – дерзайте! Итак… что вы можете сделать в данном случае?

Во-первых, обратите внимание на собственные амбиции. Возможно, «благодаря» им, ребенок встал на путь перфекционизма. Снизьте планку своих ожиданий и приведите их в разумное соответствие со способностями ребенка. Возможно, он не оправдает ваши надежды стать политиком или танцором, но этот факт поможет вам открыть глаза на другие таланты отпрыска, о которых вы вовсе не подозревали. Что, если воспитанный вами «физик» – на самом деле музыкант? Или наоборот...

Во-вторых, не стремитесь создать «идеальную личность», ведь понятие успеха очень редко равно хорошим оценкам – стоит вспомнить Пушкина и других великих двоечников. Хотя пример с Пушкиным – тоже крайность... А чтобы не сталкиваться с крайностями, постарайтесь привить грамотное и спокойное отношение к оценкам. Объясните ребенку, что оценивать его будут на протяжении всей жизни, но нельзя позволять оценке окружающих влиять на собственное настроение и представление о себе. Адекватно себя оценить непросто, но необходимо этому научиться, чтобы его уверенность в собственных силах была непоколебимой. Да и родителю, со своей стороны, необходимо продемонстрировать, что любовь не зависит от школьных оценок. 

В третьих, не прибегайте к сравнениям: «Посмотри – как Вася учится, он успешнее и талантливее тебя!» Это вовсе не стимул, как вам может показаться, а травмирующее психику противопоставление. Соперничество может пойти на пользу только в том случае, если ребенок сам пожелает в него включиться. В противном случае вы рискуете просто лишить чадо своей поддержки.

В четвертых, позвольте ему ошибаться. Объясните, что жизнь – это череда правильных и неверных ходов. А ошибка – очередной повод для учебы. Избавляя ребенка от страха перед ошибкой, вы даете ему больше возможностей, больше выбора. А, значит, в будущем он всегда сумеет найти выход из сложной ситуации и исправить то, что было сделано не так.

И, наконец, в пятых, не будьте слишком серьезны, если речь идет не о жизни или здоровье. И чувство юмора – вам в помощь! Да, плохие оценки и ошибки случаются, но это может стать очередным поводом посмеяться над самим собой. Согласитесь, что более позитивно звучит такой диалог с подростком: «Мам, я сегодня по диктанту получил три – наверное, первый снег на меня так действует!» – «Да уж, сынок, пора тебе с футбола на йогу переходить...» Согласитесь, оптимизм и поддержка еще никому не помешали на пути к подвигам.

ВСЕ КОНСУЛЬТАЦИИ НА САЙТЕ НОСЯТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР, И НЕ МОГУТ СЛУЖИТЬ ЗАМЕНОЙ ОЧНОГО ПОСЕЩЕНИЯ ВРАЧА!