Обучение

Зачем улучшать память?

И что делать, чтобы «фитнес для ума» стал приятной привычкой?

Текст: Людмила Боева

Большинство из нас относятся к памяти как к «примитивному запоминателю» – диктофону или фотоаппарату. Падает спрос на феноменальную память – в любой момент под рукой есть гаджет, который напомнит, подскажет и проинформирует о чем угодно. Даже работодатели все реже делают ставку на это качество, оценивая потенциального кандидата. Главное – чтобы был внимательным, аналитичным, вовремя успевал записывать и обрабатывать информацию. Однако именно благодаря памяти и развиваются все эти качества – творческое мышление, воображение, внимание и многое другое. Ведь все они связаны с умственной деятельностью, которая от памяти неотделима. 

Зачем улучшать память? 

И что конкретно даст нам развитие памяти?

Концентрацию внимания. Если вы научитесь концентрироваться на объекте, не отвлекаясь, длительное время и при этом четко контролировать свои мысли, то вскоре заметите – как легко вам стало сосредоточиваться на делах в любой обстановке, даже при наличии помех. 

Четкие процессы мышления. Когда в вашей голове постоянно находятся некие объекты, мышление все время стремится связать их между собой – обобщить, разделить, заставить «двигаться», «разговаривать», что-то создавать. Так развивается ассоциативное мышление – оно помогает интуитивно решать любые проблемы и находить выходы из сложных ситуаций. Не отвлекаясь от главного, (и не игнорируя второстепенное), вы сможете находить нестандартные способы чего угодно – начиная от создания рецептов и заканчивая спасением жизни. А вот и результат обратного процесса: если вы заходите в Интернет за определенной информацией, и попутно отвлекаетесь на «что-то интересное», то в результате поиск становится важнее результата. Когда вы находите искомое – уже забываете, с чего все начиналось. С такими отвлечениями бывает сложно не только построить карьеру, но даже вовремя приготовить обед.

Творческую активность. О творческом человеке говорят «он такой нестандартный, непредсказуемый...» На самом деле, всю эту нестандартность и «творческие подходы» как раз и стимулируют объектные связи, создаваемые памятью. Постоянно создавая в голове все новые ассоциативные ряды, вы начнете замечать, что в моменты творческого кризиса память все чаще приходит на выручку, «подкидывая» все новые и новые решения.

Защиту мозга от возрастных изменений. С памятью – как с любым предметом: если его не использовать, он «ржавеет» и теряет свою функциональность. 

Произвольная и непроизвольная, слуховая и зрительная

Непроизвольную память чаще всего демонстрируют дети: то они могут легко запомнить длинный-предлинный стих про Айболита и в деталях повествуют о платьице, которое видели у Кати... А в другой раз не могут запомнить короткую фразу или правило. Это вовсе не противоречие и не «провалы» в памяти, а особенности детского восприятия: ребенок запоминает именно то, что ему интересно или что привлекло его внимание. В этом случае память срабатывает как бы автоматически, а результаты такого запоминания иногда поражают родителей.

Произвольная же память в раннем возрасте только начинает развиваться, она основана на «инструменте», которым каждый пользуется сугубо индивидуально – ведь у каждого свои ассоциации, свой секрет запоминания. Попробуйте проанализировать – как именно вам удавалось особенно легко запомнить стих или параграф для пересказа. Если уловите – запоминание станет осознанным и надежным. Но у дошкольника еще нет жизненного опыта для такой осознанности, поэтому лучшие методики для детского запоминания надо основывать на игре и эмоциональном вовлечении, интересе.

С годами ребенок взрослеет, приобретает жизненный опыт и, следовательно, у него появляется собственный «секрет» целенаправленного запоминания, а вместе с ним развивается и произвольный вид памяти. 

Фитнес для ума

Что важно при развитии памяти – не только для детей, но и для взрослых?

Главное правило – это запоминание через игру и ассоциации. Для начала можно опираться на принцип «похожести». К примеру, английское слово List – список, а не лист, но запомнить его проще, если представить много слов на листе. Или английское Family – семья, а не фамилия, но проще запомнить, когда ассоциируешь слово с людьми, у которых одна общая фамилия. Каждый раз предлагайте ребенку самому придумать ассоциацию с новым словом, спросите его: «На какое русское знакомое слово это похоже?». Это не обязательно будет одно слово, вполне вероятно, оно вызовет целый ассоциативный ряд. Пусть вас это не смущает – запомнится все равно «картинка», а не предложение. Запоминалки могут быть зарисованы или записаны в воздухе пальцем, вылеплены и даже «станцованы». Так запоминание превратится в приятную привычку, своеобразное полезное развлечение, фитнес для ума, без которого вам будет попросту скучно жить.

Но нужна ли будет память человеку через пятьдесят, сто и двести лет? Психолог, психотерапевт, доктор психологических наук Иван Голунов считает, что люди будущего вполне смогут превзойти нас по скорости реакции, возможности переключаться с одного предмета на другой в ускоренном режиме и сверхбыстром ориентировании в информационном пространстве. Конечно, – считает Иван Голунов, – новые технологии будут всему этому способствовать. Он предполагает, что через 100 лет память нам будет нужна еще меньше, чем сейчас – ведь под рукой всегда будет Интернет.

Но с этим можно поспорить – понятие «нужности» весьма относительно. Да, для сиюминутного использования память, возможно, и не понадобится. Но для того, чтобы до старости оставаться мыслящим, бодрым и творческим, она очень даже пригодится. Согласитесь: с тех пор, как появились машины и самолеты, человек приобрел массу недугов из-за нежелания двигаться. Однако ходьбу пешком и в век нынешних высоких технологий пока никто не отменил.

banner-bottom-1
banner-bottom-2
banner-bottom-3
banner-bottom-4
banner-bottom-5

ВСЕ КОНСУЛЬТАЦИИ НА САЙТЕ НОСЯТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР, И НЕ МОГУТ СЛУЖИТЬ ЗАМЕНОЙ ОЧНОГО ПОСЕЩЕНИЯ ВРАЧА!