Обучение

«Дети учатся только у тех, кто им нравится»

И другие наблюдения знаменитого педагога Риты Пирсон

Текст: Елена Усова

Однажды моя коллега сказала: «Мне не платят за то, чтобы я любила детей. Мне платят за то, чтобы я вела уроки. Дети должны их учить. Я должна преподавать, а они учить. На этом – все!». Я ответила ей: «Запомни, дети не учатся у тех, кто им не нравится." Автор этих слов – Рита Пирсон, учитель с 40-летним стажем. Ее выступления на педагогических форумах вызывают бурю аплодисментов и уважение среди коллег. И мы с удовольствием знакомим вас с парой ярких фрагментов одной из ее лекций. 

Я провела всю свою жизнь, будучи либо в школе, либо на пути к школе, либо обсуждая события, произошедшие в школе. Мои родители были преподавателями, родители моей матери были преподавателями, и последние 40 лет я тоже преподаю. Поэтому можно и не говорить о том, что за эти годы у меня была возможность рассмотреть образовательную реформу с разных ракурсов. Некоторые из этих реформ были хороши, другие – не очень. Мы знаем, почему дети бросают учебу. Знаем, почему они не хотят учиться. Бедность, плохая посещаемость, негативное влияние сверстников. Мы все это знаем. Но есть то, что мы никогда не обсуждаем, а если и обсуждаем, то редко. Это – ценность и важность связи между людьми. Взаимоотношения. 

Услышать детское «Да!» 

Я преподавала в классах настолько слабых, настолько отстающих в знаниях, что я плакала. И задавалась вопросом: как мне за девять месяцев провести этих детей оттуда где они были, туда, где должны были быть. Это было трудно. Невероятно трудно. Как я могла одновременно поднять и самооценку ребенка, и его знания? И у меня родилась идея. Я сказала своим ученикам: «Вы – избранные, раз попали в мой класс, потому что я – лучший учитель, а вы – лучшие ученики. Провидение свело нас вместе, и мы покажем всем – чего мы сто́им!» 

Один из школьников протянул: «Правда?» Я ответила: «Так и есть. Мы должны показать другим классам, кто мы такие. Когда мы спустимся в фойе, все остальные обратят на нас внимание, поэтому вам нельзя шуметь. Вы должны пройти с достоинством». И я придумала для них речевку: «Я – личность! Я был личностью, придя сюда. И я буду лучше, когда выпущусь. Я могущественный! Я сильный! Я заслуживаю образования, которое получаю здесь. Мне нужно многое сделать, многих впечатлить и посетить множество мест». 

И они ответили: «Да!» 

Двойка со смайликом

Однажды я приготовила контрольную работу. 20-ть вопросов. На 18-ть из них один из ребят ответил неверно. Я поставила «+2» и – улыбающийся смайлик. 

Он спросил: «Мисс Пирсон, это двойка?» 

Говорю: «Да». 

Опять вопрос: «А зачем тогда вы нарисовали смайлик?» 

Отвечаю: «Да потому, что ты – везунчик. У тебя два верных ответа. А могло быть и ни одного! Когда мы сделаем работу над ошибками, разве ты не покажешь лучший результат?» 

Он ответил: «Да, мэм, покажу!» 

Вот видите... «-18» лишают вас надежды на лучшее, а «+2» говорят, что все не так уж и плохо. 

Мы учим, несмотря ни на что

Годами я наблюдала, как моя мать, в свое личное время, проверяет домашние работы учеников, в обед ходит с визитами к их родителям, покупает расчески, арахисовое масло и крекеры, и прячет это в ящике стола, чтобы потом отдать голодающим детям, вместе с мочалками и мылом для тех, от кого плохо пахло. Трудно чему-то научить ребенка, от которого пахнет. А дети могут быть жестокими. Она прятала все это в ящике стола. Много лет спустя, когда она ушла на пенсию, я видела, что к ней продолжают приходить те ученики. Они говорили: «Мисс Уокер, вы изменили мою жизнь. Все получилось. Вы заставили меня почувствовать себя личностью, хотя в глубине души, я знал, что не был ей. И я хотел, чтобы вы увидели, кем я стал». И когда моя мать умерла в возрасте 92-х лет, на похороны пришли множество ее бывших учеников. Это заставило меня плакать, но не потому что мамы не стало, а потому что она оставила после себя наследие – взаимоотношения, которые никогда не исчезнут. 

Можем ли мы быть терпеливее, чтобы развивать взаимоотношения? Конечно. Будут ли нам нравиться все наши ученики? Конечно, нет. И, несмотря на то, что некоторые из них нам не нравятся, суть в том, что они об этом никогда не узнают. Учителя – это великие актеры. Мы приходим на работу даже когда нет желания. Мы придерживаемся определенных правил, в которых порой нет никакого смысла. Но мы учим, несмотря ни на что. Мы учим, потому, что это – наше призвание.

banner-bottom-1
banner-bottom-2
banner-bottom-3
banner-bottom-4
banner-bottom-5

ВСЕ КОНСУЛЬТАЦИИ НА САЙТЕ НОСЯТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР, И НЕ МОГУТ СЛУЖИТЬ ЗАМЕНОЙ ОЧНОГО ПОСЕЩЕНИЯ ВРАЧА!