Обучение

А вы говорите: ЕГЭ...

Какие сочинения писали гимназисты царской России

Текст: Елена Усова

Заявлять с умным видом, что раньше и деревья были выше, и трава была зеленее – к счастью, выходит из моды. Нынешние дети – совсем не глупее тех, что рождались в семидесятых, и даже до революции. Они жестче, прямолинейнее, и это помогает им «вписываться» в новую жизнь с ее быстро растущими скоростями. 
Но есть одна штука, которой, по словам педагогов, нынешней молодежи сильно не достает. Это умение красиво и вариативно, на родном языке, описать то, что они думают, чувствуют или видят.

Школьное письмо сильно изменилось за последние десятилетия – дети стали рвано и фрагментарно формулировать свои мысли. А сочинения «на вольную тему» – самые популярные раньше (спасительные для всех, кто пропускал половину школьной программы, но выкручивался за счет эрудиции и фантазии) –  пользуются все меньшей популярностью. 

Почему так происходит? Потому что нынешняя система оценок и тестирования в школьном образовании не располагает к полету? К сожалению, в большинстве случаев – да. А еще потому, что мы то и дело забываем, что вектор в развитии и обучении детям задаем все-таки мы, взрослые. И чтобы не удивляться – куда же подевались так называемые «тренажеры», раскачивающие детскую фантазию на протяжении всех десяти лет школьного обучения, мы отыскали темы для сочинений, которые предлагались нашим гимназистам в начале XX века.

Для младших классов: 

- Замирание нашего сада осенью;
- Великаны и пигмеи лесного царства;
- О том, что видела птичка в дальних землях;
- Встреча войска, возвратившегося из похода;
- История постройки дома и разведения при нем сада. 

Для старших школьников: 

- Слово как источник счастья;
- Почему жизнь сравнивают с путешествием?;
- Родина и чужая сторона;
- О скоротечности жизни;
- Какие предметы составляют богатство России и почему?;
- О высоком достоинстве человеческого слова и письма;
- О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве;
- О проявлении нравственного начала в истории;
- На чем основывается духовная связь между предками и потомством. 

А теперь подумайте и сравните – на что в сегодняшнем учебном процессе наводим увеличительное стекло мы.
И о чем предлагалось поразмышлять нашим детям лет эдак сто назад.

banner-bottom-1
banner-bottom-2
banner-bottom-3
banner-bottom-4
banner-bottom-5

ВСЕ КОНСУЛЬТАЦИИ НА САЙТЕ НОСЯТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР, И НЕ МОГУТ СЛУЖИТЬ ЗАМЕНОЙ ОЧНОГО ПОСЕЩЕНИЯ ВРАЧА!