Воспитание

Когда нельзя воспитывать?

В чём разница между детской непосредственностью и плохим поведением

Текст: Людмила Боева

Воспитанию – своё время. Если ребёнок провинился и заслужил «пытку» материнской моралью, не стоит делать это в трёх случаях: перед сном, во время еды и перед расставанием. В срочном порядке вы можете сказать, что «обязательно вернётесь к этому вопросу в воскресенье». Но тогда уж не забудьте и сдержите слово. 

В старинные времена, когда признаками приличных сына или дочери были умение пользоваться столовыми приборами и соблюдать правила этикета, родители понимали, что во всем должна быть мера.

«Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет – потребует жертв», – говаривал французский лексикограф Пьер Буаст.

Без вежливости жить сложно

Французский психолог Кристин Брюнэ считает, что без вежливости прожить можно, но… сложно. Ведь именно воспитанные люди отличаются уверенностью в себе и чувствуют себя более защищенными.

Правила хорошего тона позволяют человеку не только демонстрировать уважение к окружающим, но и грамотно управлять сложными ситуациями, сохраняя самообладание. Все эти возможности могут пригодиться в жизни не только взрослому человеку, но и ребенку.

Во-первых, хорошо воспитанному ребенку не свойственно стесняться или испытывать чувство стыда: он уверен в себе и хорошо себя чувствует в любом обществе.

Во-вторых, он знает – от чего стоит воздерживаться в поведении, словах и жестах. Эти ограничения не делают его скованным, потому что он вникает в их смысл. А, значит, становится более осознанным, лучше понимающим других.

Он знает, что вседозволенность, которой пользуются некоторые дети, – лишь иллюзия могущества. На самом деле – это их слабость, которой может воспользоваться любой манипулятор. 

Правила и границы

Именно они позволяют воспитанному ребенку понимать – как необходимо себя вести среди разных людей: с ровесниками он общается на одном языке, со взрослыми – на другом, с малышами – на третьем, с животными – на четвертом.

И он знает, что попытка общаться со взрослым как с ровесником может повлечь за собой определенные проблемы: к примеру, если взрослый – учитель или начальник кого-то из родителей.

Рано или поздно невоспитанному ребенку придется пройти через обучение управлению своими эмоциями и получить жизненные уроки на тему правил приличия.

И если эти уроки он получит не от родителей (в сопровождении объяснений «почему нельзя ставить ноги на сиденье в общественном транспорте» и «почему нельзя мучить котика», «зачем стучать, когда входишь в ванную или родительскую спальню», «почему не следует отвечать на вопросы вместо взрослых»), то представители общества предоставят ему гораздо более жесткий опыт обучения границам дозволенного.

Воспитание – это развитие воли личности. А вседозволенность способна уничтожить эту волю и серьезно подпортить жизнь невоспитанному человеку. 

Робота вызывали?

Антиподом невоспитанности является другая крайность – тотальная воспитанность, когда ребенка превращают в «дрессированного робота».

Излишняя сдержанность превращается в покорность, что делает человека рабом правил. Он просто стремится «быть хорошим», чтобы мама его не наказывала и не расстраивалась.

Смысла в таком воспитании еще меньше, чем в его отсутствии. О взаимодействии с людьми, естественно, тоже не может быть речи, поскольку маленький человек полностью зажат правилами и запретами.

Так что резюме «воспитания без крайностей» может звучать так: объясняйте ребенку смысл каждого из запретов. Напоминайте о том, что правила существуют для того, чтобы люди уважали друг друга и самих себя, а также могли ощущать себя в безопасности.

Но как же распознать признаки воспитанного ребенка 3-4-х лет?

Вежливые слова

К ним можно приучать уже с нескольких месяцев, подавая собственный пример: если ребенок что-то дает вам – обязательно говорите ему «спасибо», если случайно задели малыша – извинитесь, уходя, говорите «до свидания».

Каждый раз напоминайте о вежливых словах, когда надо поблагодарить кого-то, поздороваться или извиниться. Лексикон малыша формируется из вашего собственного. 

Без истерик

Если у ребенка неожиданно появилась мода требовать что-то с помощью крика или слез – скорее всего, он где-то «подсмотрел» такой стиль поведения.

Единственный вариант реагирования на истерику – полное ее игнорирование. Перекрикивать упрямца в такой ситуации смысла нет, он может и победить. А вот после истерики можно объясниться: к примеру, сообщить, что вы расстроены таким поведением и не хотите общаться (играть, разговаривать, читать книжку и т.д.)

Не навреди!

С клятвой Гиппократа просто необходимо познакомить детей, склонных к разрушению. Да, некоторым детям приходится довольно долго объяснять, что больно и неудобно может быть не только ему, но и другому человеку, а еще – животным, растениям, птицам.

Брать на себя ответственность

В первую очередь, речь идет о собственной безопасности ребенка.

Ваша задача – вовремя объяснить, что острые предметы, ножи, розетки, дорога и чужие животные могут быть опасны. Поэтому лучше их пока не трогать. А если уж взял и порезался, не следует винить маму: «Это ты виновата, потому что нож на столе оставила». 

Не вмешиваться в чужой разговор

Каждый раз, когда ребенок прерывает взрослую беседу, спросите: «У тебя что-то срочное? Если нет – подожди, пока мы договорим». Не стоит позволять маленькому манипулятору переводить ваше внимание на себя.

Не заходить без стука

Как и в предыдущей теме, речь здесь идет о границах: ребенку следует вовремя объяснить, что они существуют у каждого, и в эти границы входит как личная территория, так и собственные вещи.

Чтобы зайти на территорию или воспользоваться чужими вещами – необходимо разрешение.

banner-bottom-1
banner-bottom-2
banner-bottom-3
banner-bottom-4
banner-bottom-5

ВСЕ КОНСУЛЬТАЦИИ НА САЙТЕ НОСЯТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР, И НЕ МОГУТ СЛУЖИТЬ ЗАМЕНОЙ ОЧНОГО ПОСЕЩЕНИЯ ВРАЧА!