Воспитание

«Хочу игрушку, как у Маши!..»

Как научить детей бережно относиться к деньгам?

Текст: София Девятова

По словам американского психолога Алана Фромма, искусство пользования деньгами отражает наше умение контролировать свои желания. А раз это – искусство, то постигать его желательно как можно раньше. Иначе на полках «Детского мира» не стояли бы призывно звенящие игрушечные кассы всех цветов радуги. Что же следует знать нашим детям о деньгах, долгах и кредитах, чтобы со временем в их копилках появился заботливый кармашек «для мамы и папы»?

Финансовые игры 

Интерес к деньгам может возникнуть у ребенка примерно в два года. И хотя в этом возрасте малыш еще не понимает назначения монет и купюр, он уже точно знает, что взрослые их ценят и ими пользуются. Поэтому, чтобы примкнуть к миру взрослых, малыш пока может просто играть с «блестящими штучками». И этого ему вполне достаточно. 

Позже денежные игры переходят в стадию «воспроизведения» – это происходит, когда у ребенка возникает интерес к бумажной валюте. Четырехлетний «нумизмат» начинает рисовать цветные кружочки и прямоугольники, вырезать их и складывать в стопки. Следующая стадия игры – социальная. Если малыша берут с собой при совершении покупок, к четырем годам он понимает, что деньги вполне можно обменять на вещи и еду. Так начинаются игры в «магазин», а затем и в «монополию». «Магазин», как правило, предпочитают девочки – им нравится «посещать» его «всей семьей», задействуя кукол и родителей. Большинство мальчиков выбирают «монополию» и «менеджера», ведь их интересует не столько «семейное общение», сколько планирование и возможность «сколотить капитал». Но в любой из ситуаций дети учатся соотносить свои возможности с реальностью. 

Настольные и ролевые игры учат не просто считать монеты – в них ребенок прослеживает закономерности: куда и как приходят и уходят деньги. И хотя его купюры пока игрушечные, ребенок воспринимает их всерьез, и поэтому стремится сохранить их и не растрачивать впустую. Иная ситуация – с виртуальными «денежными» играми. В отличие от бумажной, компьютерную «валюту» нельзя потрогать и ощутить, поэтому ребенок легко «ворочает миллионами», не осознавая их ценности и не представляя настоящего размера своего «капитала». 

Бюджетная информация 

Если малыш начал «воспроизводить» деньги, организовывать «магазин» и попутно интересоваться «а сколько это стоит?» – значит, он готов к восприятию финансовой информации. И вы уже можете привлекать его к участию в семейном бюджете. 

5-7-летнему отпрыску вполне можно рассказать о родительском доходе и основных тратах. Для того, чтобы ребенок вник в процесс планирования, психологи рекомендуют следующее упражнение. Сначала попросите сына или дочь составить список того, что приобретается лично для него. А затем помогите ему разделить этот список на категории и дополните тем, что он, возможно, не учел – одежду, образование, путешествия, развлечения. Затем составьте собственный список, куда войдет его часть от общих расходов семьи – коммунальные услуги, продукты, деньги на проезд. По утверждению психологов, для большинства детей такой список является открытием, ведь до этого они даже не представляли, во сколько обходятся родителям. Это открытие заставляет их иначе относиться к деньгам и с пониманием подходить к ограничениям. 

Дайте ребенку время для переваривания этой информации, а затем делайте следующий шаг – совместное планирование. Создайте традицию: в день зарплаты вместе садиться за стол и раскладывать деньги по категориям. Сначала – обязательные расходы (коммуналка, счета, образование, одежда). Затем – желания (кино, кафе, игрушки, путешествия). И в конце – «долгий ящик» (дорогие вещи или игрушки). Обязательно записывайте – сколько денег уходит на каждый конкретный пункт. А когда вся сумма будет расписана – предложите ребенку подумать об экономии. Когда он предложит хороший вариант – похвалите его и в конце месяца выдайте награду. И обязательно поясните, что у вас на работе поступают именно так. Малыш почувствует сопричастность ко взрослой жизни, это и будет первым шагом к воспитанию ответственности. 

Кстати, награда может быть не только в виде подарка, но и в денежной сумме. Кроме того, у вас появится возможность рассказать не только о тратах, но и о накоплениях. Именно в этот момент можно подарить ребенку копилку. С какой целью создана копилка – для приобретения желанной вещи или просто для накоплений – неважно. Но если в процессе сбора средств мечта ребенка изменилась, и он решил приобрести что-то другое – не мешайте ему учиться расставлять приоритеты. 

Карманные деньги 

Ваш ребенок умеет считать монетки и уже готов к школе? Значит, и к карманным деньгам он тоже готов. Не к тысячным купюрам, конечно, а к ограниченным ресурсам. Распоряжаясь своими финансами в школьном буфете, ребенок приучится к самостоятельным тратам и экономии. Но будьте готовы спокойно отнестись к тому, если ребенок потеряет деньги или потратит их на шоколадку для голодного одноклассника, а может – и вовсе подарит товарищу. Любой из этих случаев – хороший повод для того, чтобы рассказать ребенку о том, что дружба и любовь не могут строиться на деньгах. Главное – не отнимайте у маленького человека ощущения «взрослости», которое дают карманные деньги. 

К финансовым тратам стоит приучать постепенно: первокласснику деньги можно выдавать ежедневно и понемногу, интересуясь – на что он их сегодня потратил. Учеников третьего и четвертого классов пора переводить на планирование, выдавая еженедельную порцию финансов. У старшеклассников обычно больше трат, и они вполне способны распланировать свои расходы на месяц вперед. 

Отдельно стоит сказать о деньгах, которые ребенок сам заработал или которые ему подарили: это его личная собственность, и они должны оставаться у него, независимо от карманных пополнений. Если личный капитал составляет крупная сумма, то родители могут предложить для хранения собственный сейф или кошелек. Но главное правило – не брать ни одного детского рубля, если хотите сохранить доверие отпрыска.

Все по-настоящему 

Если ваш ребенок все еще не научился ценить деньги и обижается, когда вы не покупаете ему юбочку «как у Маши» или «игру, как у Никиты» – это верный признак того, что чадо не привлечено к планированию расходов. А если и привлечено, то для него это пока  лишь теория. В этом случае доверьте ему практику: возьмите с собой в магазин за покупками, и каждый раз обращайте его внимание на ценники. Пусть взвешивает продукты, озвучивает цены и складывает их на калькуляторе. Затем можно посетить кафе и попросить маленького финансиста рассчитаться по счету. А дома обсудить – сколько денег сегодня было потрачено и на что. Но тут есть важное правило: не сокрушаться о «тяжестях бытия» и нехватке денег. Главное, что чадо должно вынести из этого эксперимента, – «деньги есть всегда, если их разумно тратить».

Три семейные копилки

Психолог, семейный консультант Валентина Андреянова предлагает помочь ребенку школьного возраста создать целых три копилки.

Первую, самую маленькую, можно назвать не копилкой, а кошельком. Эти деньги ребенок может подарить, потратить – словом, распоряжаться ими безотчетно. Вторая, побольше, – это общие накопления родителей и ребенка, а также деньги, подаренные любому из членов семьи. Поскольку это общие средства, то и тратить их необходимо по общему согласию. Каждый может заявить о своих желаниях и проголосовать о расходах. Это может быть покупка того, о чем давно мечталось, или оплата небольшого путешествия. Третья копилка – долговременный фонд на крупные покупки, куда деньги складывают не меньше года. Из второй копилки можно перекладывать деньги в третью, а потом торжественно их тратить. Такой процесс способствует бережливости и отлично закаляет характер. 

banner-bottom-1
banner-bottom-2
banner-bottom-3
banner-bottom-4
banner-bottom-5

ВСЕ КОНСУЛЬТАЦИИ НА САЙТЕ НОСЯТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР, И НЕ МОГУТ СЛУЖИТЬ ЗАМЕНОЙ ОЧНОГО ПОСЕЩЕНИЯ ВРАЧА!