Психология

«Здоров, но болен...»

Школе и семье необходимо учиться работать с конфликтами

Текст: Людмила Боева

За короткое время в российских школах случились три ЧП: в Перми двое подростков напали на учеников 4-го класса и их учительницу, в Челябинске школьник порезал своего одноклассника, в Улан-Удэ девятиклассник напал на учеников седьмого класса с топором. Это – не что иное, как уровень агрессии, накопившийся в обществе. Уже очевидно, что эту агрессию подавляют в детях, не учат с ней работать. И как результат – подростки не знают, что делать, и берут в руки оружие.

«Так себя вести нельзя»?

Что обычно делают взрослые, сталкиваясь с агрессией подростка? Запрещают, говоря: «Так себя вести нельзя», но не объясняют – почему нельзя. Мало кто предлагает альтернативы, разбирается – что спровоцировало злость, а ведь иногда ее причины лежат на поверхности. В любом случае, каждый эпизод должен раскладываться по полочкам, чтобы взрослеющий человек был в контакте со своими чувствами.

Еще несколько лет назад нам казалось, что стреляющий по одноклассникам и нападающий на учителя, подросток – это что-то происходящее не у нас, очень далеко, скорее всего в Америке. Но, увы, и в нашей действительности мы сталкиваемся с подобными вещами. Быть готовыми к ним стало необходимостью. 

Правила поведения в экстремальной ситуации

Что делать, если твой сосед по парте вышел на тропу войны? Пожалуй, сегодня каждому родителю будет не лишним обсудить со своим ребенком что-то вроде «техники безопасности» и экстренных действий в случае, если один из его одноклассников демонстрирует неадекватное поведение.

Укрывайтесь и прячьтесь. Если произошло внезапное нападение – необходимо максимально обезопасить себя и, по возможности, тех, кто находится рядом. Если ситуация угрожает вашей жизни, лучше упасть на землю, закрыть голову руками, постараться укрыться, например, за парту, стул, угол стены. Не паникуйте, не бегайте по помещению – это самые опасные действия.

Не смотрите в лицо агрессору и старайтесь выполнять его требования. Нападающий – всегда человек в крайне нестабильном психическом и эмоциональном состоянии. Общаться и взаимодействовать безопасно для себя с ним могут только специалисты спецслужб.

Не кричите и старайтесь меньше двигаться. Крик – один из самых мощных раздражителей. На крик у нападающих всегда возникает безусловная реакция. Выстрелы производят всегда в ту сторону, где есть движение и звук.

Помните, что даже шутливая угроза может стать реальностью. Если ваш одноклассник действиями или словами сообщает, что «всех взорвет», «всех убьет», если он подкрепляет слова записями в соцсетях, важно понимать – любая угроза может стать реальностью.

Расскажите об угрозах родителям. Подростки любят бравировать, легко разбрасываются громкими выражениями, но нужно понимать, что в наше время угрозы теракта и нападения перестали быть шутками. Это стало реальностью. 

Детей не учат разрешать конфликты

Именно поэтому школа продолжает оставаться источником тяжелых происшествий – между детьми и учителями, между детьми и родителями. И если подросток чувствует себя абсолютно беспомощным перед учителем, который ставит ему двойку, – он идет за себя стоять с помощью топора.

Что делать? Работать над тем, чтобы снимать внутреннее напряжение в школе, в семье, друг с другом. Увы, в нашем обществе царит зашкаливающий уровень агрессии и очень низкое умение справляться с конфликтами никакими иными способами, кроме силовых. Поэтому давно пора на общегосударственном уровне думать не только о военно-патриотическом или духовно-нравственном воспитании, а просто о способности людей мирно уживаться рядом друг с другом. Нужно учить детей и взрослых понимать, мириться и не зацикливаться на мести.

Подростковая культура основана на подражательстве – подросткам свойственно выбирать себе героя. Но где же ребенку взять достойную модель поведения, если общество и кинематограф ничего не могут предложить, кроме фигуры великого мстителя, который пришел и всех истребил?.. 

Что может семья

Родителям, попавшим в сложную ситуацию с агрессивным подростковым поведением, необходимо обратиться к специалисту-психологу (а, возможно, и к врачу-психиатру) или попросить помощи у одной из организаций, которые занимаются так называемым «восстановительным правосудием». Их представители проводят переговоры в школах. Они не наказывают агрессора и не практикуют карательные меры, а предлагают все исправить и восстановить отношения с жертвой. Детям объясняют, что такое ответственность за происходящее, не навязывая им чувство вины. В результате агрессор понимает, что он всегда может выбрать – повлиять на свое поведение и стать полезным, или остаться таким же, и нести ответственность за все свои проступки.

Агрессор вряд ли сможет быстро изменить свой характер на спокойный и умиротворенный, но вот превратиться из «преступника» в «героя» вполне способен. Ведь существует немало способов стать героем – защитить слабого, не пройти мимо несправедливости, вмешаться в ситуацию, если в классе кого-то «травят», попытаться что-то изменить к лучшему в то время, как остальные просто наблюдают. И задача родителя – объяснить «плохому ребенку», что у него всегда есть шанс для такого «превращения», и важно его не упустить.

В арсенале многих современных и умных родителей всегда найдутся свои способы профилактики детской агрессии. Но, пожалуй, самую короткую и гениальную фразу сказал по этому поводу чешский психолог Зденек Матейчик: «Если у мальчика нет возможности пинать мячик, он будет пинать других детей». Так что учите своего маленького агрессора «пинать мячик», не поддаваться на провокации окружающих, с юмором относиться к неудачам и знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем разбираться с ними самостоятельно.

banner-bottom-1
banner-bottom-2
banner-bottom-3
banner-bottom-4
banner-bottom-5

ВСЕ КОНСУЛЬТАЦИИ НА САЙТЕ НОСЯТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР, И НЕ МОГУТ СЛУЖИТЬ ЗАМЕНОЙ ОЧНОГО ПОСЕЩЕНИЯ ВРАЧА!