Психология

Приказывать или вдохновлять?

Как папа-менеджер убрал «менеджерские штучки» из воспитания сына

Текст: Елена Усова

«Я не хочу, чтобы у меня вырос запуганный ребенок. Но мне важно, чтобы вопросы решались, а поставленные задачи были исполнены», – говорит бизнес-спикер, известный отец-блоггер Максим Батырев. На утренних сборах в детский сад они с сыном – не единомышленники: Никита показывает всем видом, что никуда не торопится, а папа нервничает, боясь опоздать. Чтобы мальчик, бодро проснувшись утром, сам допрыгал до туалета, почистил зубы, энергично оделся и жизнерадостно прошагал в детский сад – такого никогда не было. Ровно до того момента, пока отец не понял, что приказывать и вдохновлять – два диаметрально противоположных стиля воспитания. 

До того как стать бизнес-тренером, Максим работал топ-менеджером. «У меня была власть и законное право ею пользоваться. В директивном порядке я раздавал приказы сотрудникам, не вдаваясь в подробности и не объясняя мотивы. Как понял я позже, подобный директивный метод управления с детьми не работает вообще. Даже элементарные «давай, умывайся!» не находили малейшего отклика. Или слова: «Никита, пей йогурт!» совершенно не мотивировали ребенка к тому, чтобы поесть. Со временем я ощутил, что подчинение с вдохновением не имеют ничего общего. Ни в офисном пространстве с сотрудниками, ни в воспитании своих детей. Картина, нарисованная вдохновленным художником будет разительно отличаться от полотна, которое создаст художник напуганный. Даже если они будут рисовать одно и тоже.» 

Настойчивость и запугивание «пока ты тут противишься, они там съедят всю твою кашу» не работали. Аргументация про дисциплину – тоже. Попытки переложить ответственность в духе «ты уже должен все уметь делать сам» – не воспринимались. А если повысить голос, то выход из дома откладывался на неопределенное время. При этом, в детсаду у мальчика все было хорошо: добрые приятели, чуткие воспитатели и масса интересных занятий. «Проблема-наоборот» заключалась в том, что из детского сада ребенка утащить порой было сложно, но сделать так, чтобы он с удовольствием отправлялся туда по утрам – было крайне утомительно. 

И тут папа понял, что к их утренним сборам нужно добавить элемент игры и попробовать вовлечь в этот процесс сына. 

В результате, в первые две недели эксперимента они с Никитой:

1. Играли в «тепло – холодно», находясь в поисках шарфа (который оказался забытым в шкафчике детского сада); 

2. Шли, сжимая в кулаках, отдавать свою сердечную любовь воспитательнице;

3. Отмечали Всемирный День Добрых Дел и делали добрые дела тем же утром;

4. Превращались в роботов, нажимая на себе кнопки «одевания», «приема пищи», «хождения»;

5. Соревновались с минутной стрелкой на часах, чтобы обогнать ее, и прибежать в садик быстрей, чем она покажет нужное время;

6. Отводили в садик папу и знакомили его с персоналом;

7. Играли в «игру наоборот» – делали все что скажет папа, только наоборот;

8. Искали волшебницу, которая «превратила моего сына в капризного мальчика»;

9. Прятали в раздевалке пиратские пиастры, и находили их на следующее утро;

10. Ну и один раз, папа сына «купил». Пообещал новую игрушку и торжественно вручил ее вечером. 

По словам Максима, способ «купить» был самым краткосрочным и работал хуже всего. Так как уже на следующий день сын пытался превратить любую свою просьбу в жесткое требование. Так часто происходит в жизни и на работе – попытка вдохновить сотрудников материальной мотивацией всегда заканчивается тем, что человек будет искать место, где ему заплатят еще больше. А что? Сами этому учим! 

Наверное, многие скажут, что зря Максим приучает ребенка к таким играм, ведь сын может привыкнуть к такой атмосфере, и будет отказываться что-либо выполнять без стимулирующих «творческих фокусов». Но лед-то тронулся! И пока что отец наблюдает за тем, как сын с удовольствием «шевелится», активничает и радуется своей самостоятельности. 

Излюбленный метод всех высокопоставленных начальников и строгих отцов – отдавать приказы – является самым неэффективным. Вот и молодой отец Максим Батырев убедился в этом лично. Потому что применять силу к тем, кто слабее тебя (ниже по должности, младше по возрасту) – легко. А вдохновлять и создавать условия, где люди (особенно – дети) будут чувствовать себя героями – сложно. Но ведь для этого и нужны руководители и отцы?

banner-bottom-1
banner-bottom-2
banner-bottom-3
banner-bottom-4
banner-bottom-5

ВСЕ КОНСУЛЬТАЦИИ НА САЙТЕ НОСЯТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР, И НЕ МОГУТ СЛУЖИТЬ ЗАМЕНОЙ ОЧНОГО ПОСЕЩЕНИЯ ВРАЧА!