Психология

Покажите детям путь к игре!

Это важнее, чем мечтать о школе без двоечников

Текст: София Девятова

«Посоветуйте хорошую школу. Чтобы педагоги – со званиями, чтобы дети – исключительно из хороших семей, чтобы классы – без двоечников. А такое вообще бывает?» Вместо того, чтобы мониторить рейтинг учебных заведений и составлять субъективный хит-парад общеобразовательных школ, мы вспомнили о самобытном педагоге, которого меньше всего интересовали отметки. Хулиганство он переплавлял в творчество. Приглашая и детей, и родителей в то самое измерение, где зажатые раскрываются, а инфантильные подставляют плечо близким. 

В нашей стране системы зарубежной альтернативной педагогики давно вошли в моду. А вот о российском психологе, педагоге-исследователе, создателе педагогической системы дошкольного и начального образования Евгении Шулешко (работавшем вплоть до середины 90-х, и оставившем после себя немало последователей) мы знаем мало. Между тем, именно он воплотил в себе все принципы иностранных школ, сумев на деле доказать, что классы без двоечников – вполне реальны.

«Система Шулешко» – своеобразная практика начального образования, где главным делом учителя считается налаживание детской дружбы. Свою систему Шулешко не считал нужным рекламировать и описывать словами. Он попросту разъезжал по стране, показывал свою работу на практике, и тут же читал лекции педагогам, желающим перенять его опыт. Евгений Евгеньевич не очень стремился к общению с московской системой образования, оставив столице опыт импортных методик. А вот в регионах по сей день работают сотни детсадов по его уникальной системе. 

«Странный такой человек...»

Исследования Шулешко и соратников начинались с вопроса «как сделать так, чтобы не было двоечников?». Он успешно нашел ответ, связав вместе старые научные традиции, открытия практиков, огромное количество игр, театральные приемы и многое другое. Шулешко предложил отказаться от привычки что-то формировать, чему-то учить или нечто развивать в ребенке. Он поставил другую задачу – сохранить и сберечь то самобытное и непосредственное, что возникло в детстве, на первое место поставив возможности ребенка и его путь к игре. Никаких установок на занятиях, никаких правил. Нужны лишь условия для того, чтобы дети высказали собственные представления.

«Шулешко покорил нас встречей с детьми», – рассказывают о впечатлениях первого знакомства донецкие методисты и воспитатели. «Зашёл в мою группу – и сразу направился к ребятам. У меня спина взмокла: ой, что он делает, они сейчас неправильно сядут, неправильно будут себя вести. А он занялся именно тем, чтобы их растормошить, привести в естественное состояние. На коленях начал с ними чем-то заниматься, разговаривать. Я к стыду своему слышу, что Дима, считавшийся у нас самым неинтересным, столько знает и рассказывает... Если бы у Евгения Евгеньевича не было «выхода» на детей, мы бы тоже сказали – странный человек приехал... 

«Вот, надо, чтобы ребенок освоил то, то, то. Кто им об этом сказал?  Все почему-то мыслят о школе как о механизме: вот мы неправильный механизм вытащим, а правильный запихнем. Мне же кажется, что школа должна дышать; если уж она на что и похожа, то не на механизм, а на старые мехи, в которые вливается молодое вино». 

Однако, в отличие от иностранных методик, Шулешко считал, что учить всех гораздо легче, чем одного. В его понимании, учителю нужно не подавлять детскую энергию, а опираться на нее. «Каков минимум? 8 человек – это адски трудная работа. Нормально человек 25-28, у такого количества настоящий образовательный потенциал. Их только перезнакомить и на ноги поставить – они такую мощность разовьют, что учитель едва угонится!» 

Помогите детям «включиться»

«Я не могу запомнить того, что меня не интересует», – это слова английского писателя Бернарда Шоу, которому в школе с одинаковым трудом давались и математика, и английский. И все двоечники мира с ним, безусловно, согласятся. 

Елена Любецкая, преподаватель, кандидат физико-математических наук, основатель образовательного центра «Математика с человеческим лицом»: 

– От ученика на уроке важно одно – будь здесь, сохраняй свою энергию здесь и сейчас. Если что-то не выходит, скажи, что мне сделать, чтобы ты остался включенным в процесс. Когда ребенок сохраняет свою волю и желание участвовать в процессе обучения, то я готова ему помогать в том виде и той форме, которая ему больше подходит на данный момент. Этот подход позволяет поддерживать ответственность за результат на ученике, потому что ребенок сохраняет активную позицию – сам берет знания и выбирает форму помощи от преподавателя. 

И еще один момент – ищите не школу, а хорошего учителя. Не того, кто будет беречь вашего отпрыска от двоек, и не того, кто будет его развлекать и подводить к формулировке сокровенных желаний. А того, кто сможет просто найти нужные слова и пробудить интерес к творчеству, движению, жизни. Этого вполне достаточно. Остальное дети способны сделать сами.

banner-bottom-1
banner-bottom-2
banner-bottom-3
banner-bottom-4
banner-bottom-5

ВСЕ КОНСУЛЬТАЦИИ НА САЙТЕ НОСЯТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР, И НЕ МОГУТ СЛУЖИТЬ ЗАМЕНОЙ ОЧНОГО ПОСЕЩЕНИЯ ВРАЧА!