Психология

Детские конкурсы. Участвовать или нет? Как относиться?

Отвечают психологи и педагоги

Текст: admin

Каждый день на детских телеканалах и по радио ребят зовут участвовать в конкурсах, обещают призы, поездки и приглашение на эфир. Чем это полезно детям или, возможно, вредно – мы поговорили с психологами и педагогами.

Прежде всего, по мнению психологов, нужно ответить на вопрос, кого больше тянет принять участие в конкурсе, ребенка или вас. Если вы только предлагаете: «Хочешь, попробуем поучаствовать?», а не тянете туда силком и не делаете все рисунки или поделки сами, то конкурсы пойдут только на пользу.

Педагоги считают, что конкурсы (т. е. труд, творчество и состязание) многому учат: находить и совершенствовать свои таланты, стремиться к результату, достигать цели. Они расширяют кругозор, дают новые знания, опыт представления своей работы, который очень пригодится и в школе, опыт выступления перед публикой, на сцене.

Если не предлагать игры, совместное творчество, не обучать малышей чему-то новому (готовить, шить, рисовать, лепить и т. п.), ребенок пойдет по пути наименьшего сопротивления и будет проводить все больше времени в телефоне. Там он получит положительные эмоции, как-то займет время, но в 99 % случаях не научится ничему дельному и просто потратит минуты и часы своей жизни. Творческие конкурсы и творчество в целом дают положительные эмоции от самого процесса труда, работы, а значит, сделают его более счастливым, уверены детские психологи.

Василий Сухомлинский, известный советский педагог-новатор, говорил: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Он работал в сложное военное и послевоенное время и много писал о том, что семья ребенка, то, что он видит, делает и читает, во многом определяет его дальнейшую жизнь. С тех пор прошло много времени, были проведены тысячи исследований, и все его постулаты действительно подтверждаются. В общих чертах, с поправками на время, о важности труда и творчества говорили все четыре педагога, по решению ЮНЕСКО, определившие способ педагогического мышления в ХХ веке: Антон Макаренко, Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер и Мария Монтессори. Поэтому все так же актуально читать, рисовать, лепить и заниматься музыкой.

Главное, повторимся, не стараться реализовать родительские амбиции («меня не отдали в балет, зато ты станешь балериной, если будешь стараться»; «я сделаю из тебя великого художника» и т. п.). Ни в коем случае не нужно «настраивать» перед началом: «не подведи», «без золотой медали не приходи». Такая мотивация и отсутствие связи с реальными способностями и возможностями ребенка могут привести к психологическим проблемам.

Знакомый спортивный девиз «Главное не победа, а участие!» тут также актуален. Помните, если что-то не получается, если малыш не попадает в призеры, это не повод отчаиваться. Это повод развиваться дальше, в том числе закалять характер, и тогда результат (даже если это – Не первые места) будет налицо.

Участие в конкурсах действительно может приносить ценные призы. Например, лучший российский детский лагерь «Артек» предоставляет бесплатные путевки на смену тем, кто наберет необходимое количество баллов за участие в олимпиадах и крупных конкурсах. Подробности здесь.

Сайт-агрегатор детских творческих конкурсов (их очень много).

На сайте канала «Карусель» всегда проходит несколько конкурсов, и свои рисунок или поделку можно видеть в галерее (а друзья могут проголосовать).

На сайте «Детского радио» есть фотоконкурсы, поздравления друзей и розыгрыш призов.

Фестивали и конкурсы танцевальных коллективов от «Дети России».

Туристический сайт, который поможет выбрать детский фестиваль и совместить отдых с участием в конкурсе.

 

Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Инстаграм и ВКонтакте!

banner-bottom-1
banner-bottom-2
banner-bottom-3
banner-bottom-4
banner-bottom-5

ВСЕ КОНСУЛЬТАЦИИ НА САЙТЕ НОСЯТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР, И НЕ МОГУТ СЛУЖИТЬ ЗАМЕНОЙ ОЧНОГО ПОСЕЩЕНИЯ ВРАЧА!